Хладагент R-1234yf приходит на смену R-134а в угоду экологичности и благодаря лоббированию производителей данного хладагента, состав которого запатентован.
Новый хладагент R-1234yf отличается от R-134а не только более высокой ценой и наименованием. Для Вашего автосервиса работа с R-1234yf означает применение ряда новых процедур и дополнительные вложения в специальное оборудование для работы с новым хладагентом. Хладагент не так популярен, серийные модели стали заправляться им начиная с 2014 года. Но скоро они будут посещать ваш сервис чаще.
Некоторые модели, которые заправляются R-1234yf:
- BMW I3 / I8
- Honda Fit EV
- Jeep Cherokee
- Tesla Model S
- Citroen C4
- Hyundai Santa Fe, i30
- Ford Transit
- Infinity Q50
- Kia Sorento
- Mazda CX-5
- Peugeot 308
- Range Rover Sport
- Subaru Forester, Impreza
- ... и другие
В чем отличие применения хладагентов R-1234yf и R-134a?
Разница заключается в воспламеняемости нового хладагента. Не пугайтесь, R-1234yf не является легко воспламеняемым хладагентом, но вероятность воспламенения есть, поэтому нужно относиться к процедуре заправки систем кондиционирования с выполнением мер предосторожности.
Новое в обслуживании систем:
Большинство процедур диагностики остались такими же как и ранее, но, тем не менее, есть дополнительные моменты которые нужно соблюсти при работе с R-1234yf и связаны они с воспламеняемостью этого хладагента. Некоторые из этих вопросов безопасности автоматически снимаются при использовании специального оборудования, например, при определение типа хладагента, теста на утечки, но это требует дополнительного времени при обслуживании.
Определитель типа хладагента
Сначала нужно определить тип хладагента при помощи специального оборудования.
Подсоедините определитель типа хладагента согласно инструкции изготовителя, запустите процесс идентификации. Некоторые приборы выдают информацию о хладагенте такую как годен или негоден, другие выдают процент химических компонентов в хладагенте.
Приборы работающие по стандарту SAE откалиброваны так, что годным считается хладагент с концентрацией R-134yf не менее 98%.
Перед заправкой системы, оборудование системы кондиционирования должно пройти два теста, чтобы убедиться в герметичности системы кондиционирования.
Сначала проверка на утечку вакуумом. Если падение вакуума превышает 51 мм ртутного столба в течение пяти минут, значит есть утечка. Следует отремонтировать систему.
Нужно использовать запчасти подходящие для использования хладагентом R-1234yf так как они не взаимозаменяемыми с теми, что предназначены для работы с R-134a.
Далее следует опрессовка системы. Как правило, оборудование подсказывает механику запустить систему кондиционирования и вентиляции на минимальной скорости, с направлением потока воздуха в ноги. По истечение пары минут, располагаем датчик утечек на максимальной чувствительности в центре патрубка потока воздуха в зоне пола.
Теперь заправочное оборудование заправляет систему на 15% хладагентом в зоне низкого и высокого давления, в то время как механик проверяет отсутствие утечек. В случае если утечек нет в течение пяти мнут, осуществляется полная заправка системы хладагентом. Системы с хладагентом R-1234yf используют меньший обьем хладагента чем системы старого типа и их следует заправлять следуя спецификации. Недозаправка системы будет выражаться в недостаточном охлаждении и циркуляции масла, передозировка системы также означает недостаточное охлаждение и работу системы при давлении выше рабочего.
Новое оборудование:
Здесь не может быть компромисса. Использование нового хладагента означает изменение стандартов, размеров, фиттингов, присоединительных разъемов, резьбы… это означает обязательным к применению нового оборудования, во избежание аварий при заправке. Часть предлагаемого на рынке оборудования может работать с двумя типами хладагентов.
Оборудование для заправки:
Оборудование для работы с R-1234yf содержит ряд дополнительных функций, внутреннюю вентиляцию, диагностику состава хладагента, детекторы утечки, и стоит дороже обычного оборудования.
Стандарты SAE для оборудования предназначенного для работы с R-1234yf:
SAE J2843, SAE J2851, J2927,J2912.
Детекторы утечки должны соответствовать стандарту SAE J2913, новые фиттинги должны соответствовать стандарту J2888.
Меры безопасности при работе с хладагентом R-1234yf:
Хладагент R-1234yf сам по себе не является легковоспламеняемым. Воспламеняемая смесь образуется при концентрации 6.5%-12.3% хладагента в воздухе в закрытом пространстве. В такой пропорции смесь вполне может загореться. В некоторых лабораторных тестах, при помощи искры, аналогичной искре возникающей при коротком замыкании воспламенения не происходило, но тем не менее потенциально смесь остается воспламеняемой, поэтому следует соблюдать меры предосторожности при работе с хладагентом R-134yf изложенные ниже.
- Убедитесь в хорошей проветриваемости помещения, не позволяйте газу скопиться в нижней части салона автомобиля или под автомобилем, или в любой другой зоне внизу помещения.
- Держите двери и окна автомобиля открытыми при заправке системы кондиционирования, для предотвращения скопления газа в случае утечки при заправке.
- В зоне заправки не должно быть работающих приборов, инструментов, в которых возможно возникновение искрения, источников пламени и высокого нагрева - сварочных аппаратов, отрезных машинок, фенов и т.д. Переместите инструменты с электродвигателями или выключателями в которых может возникнуть искрение. Имейте ввиду, что система зажигания в определенных условиях может создать внешнюю искру,будьте бдительны и не допустите возникновения искового разряда.
- Используйте рабочий свет со светодиодами для предотвращения риска возникновения искры.
- Запрещается курить в зоне заправки системы.
- Держите рядом исправный огнетушитель.
- Используйте специальную одежду, очки, перчатки. Попадание хладагента на кожу может вызвать местные ожоги, в случае попадания на кожу, немедленно смойте хладагент теплой водой и обратитесь к врачу.
- В случае какого-либо инцидента с возможным попаданием хладагента на кожу или в органы дыхания немедленно обратитесь к врачу. Признаки отравления: учащенное дыхание, затрудненное дыхание, спазм дыхания, замедленный пульс, дрожь, озноб.
- Не храните емкости с хладагентом в доступном месте, в помещении где ведутся какие-либо работы, не транспортируйте емкости, не закрепленными должным образом.
- В случае обслуживания системы кондиционирования на автомобиле с гибридной или электрической силовой установкой, следуйте инструкции для правильного отключения высоковольтной батареи.
- Предотвращайте возникновение инцидентов при заправке. Подключайте оборудование только при отключенной линии высокого давления, обычно по истечении не менее трех минут после выключения двигателя и компрессора кондиционера.
- Никто не должен находиться под автомобилем во время процедуры заправки. В случае утечки газ скопится внизу. Обеспечьте проветривание нижней зоны.
- Все оборудование и инструменты предназначенные для работы с хладагентом R-1234yf должно быть сертифицировано для работы с воспламеняемыми газами. Не используйте оборудование и инструмент инструкция которого не предполагает работы с R-1234yf
- Прочтите инструкцию на автомобиле для правильного выбора количества хладагента и масла при заправке, если таковых данных на автомобиле нет, обратитесь с специальным сервисам, которые предоставляют соответствующую информацию
Подписчики Autodata Online имеют доступ к техническим данным по обслуживанию систем кондиционирования согласно рекомендациям производителей
Autodata Online на русском языке - Autodata Online